Rambler's Top100
Рецензии на книгу





«Возлюбленные и ненавистные: Женщина в еврейской литературе от Библии до наших дней» — Ализа Шенар




вернуться к списку рецензий на эту книгу



[21 сентября 2012 г.]
Ализа Шенар. Возлюбленные и ненавистные. Женщина в еврейской литературе от Библии до наших дней. Гешарим, 2012
Автор: Давид Гарт

http://booknik.ru/reviews/all/evrei-protiv-napoleona-jertvy-bibleyiskogo-shovinizma-drugie-jertvy-i-tolika-melanholii/ Впрочем, не только от рук титульных наций страдали евреи — не менее важно и domestic violence. Об изнасилованных сестрах, убитых дочерях, нелюбимых женах и изгнанных рабынях в Библии и поздних — талмудических и современных — интерпретациях рассказывает Ализа Шенар, известная нам как когдатошний посол Израиля в России, но на самом деле замечательная не только этим. Чтобы узнать побольше про библейских героинь и их постбиблейскую судьбу — читайте саму книгу (и, конечно, источники), а чтобы отметить парадоксальность феминистской библейской критики — процитируем предисловие (не авторское, естественно): Как проклятие Евы, то бишь гетеросексуальной женщины, в том, что «к мужу твоему влечение твое» (Быт 3:16), так и проклятие еврейской феминистки в том, что, явственно видя в Танахе собрание антиподов и антонимов ко всем своим ролевым моделям, идеалам и представлениям о норме, иными словами — 24 книги фрустрации, заставляющей скрипеть зубами в бессильной ярости на библейского рассказчика, она не может повернуться к Танаху спиной и составить себе иной канон из славного ряда авторов от Кристины Пизанской и Симоны де Бовуар до Бетти Фридан и Джудит Батлер. Хотя бы потому, что все они борются с системой, так или иначе основанной на том, первом, каноне (но в этом проблема любой западной феминистки). А главное: отвернувшись от Танаха, еврейская феминистка перестанет быть еврейской — при всех хумусах — и а идише маме иной, Bible-free, еврейской идентичности пока не придумали. И проклятие — в необходимости впрягаться в этот воз и пытаться своим стихом или научной книжкой перешибить железобетонный мужской шовинизм самой Библии и многовековой комментаторской традиции.