Rambler's Top100
Рецензии на книгу





«Путеводитель по миру каббалы» — Александр Рыбалка




вернуться к списку рецензий на эту книгу



[7 января 2007 г.]
О каббале – спокойно и понятно (http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=9845)
Автор: Марьян Беленький

Писатель и журналист- исследователь Александр Рыбалка выпустил книгу о Каббале. Рыбалка – личность многосторонняя. Его перу принадлежат популярные фантастические романы, написанные вместе с Даниэлем Клюгером, как напр. «1000 лет в долг» - единственный в своем роде образец «еврейского фэнтези», а также книги, лежащие на грани науки, литературы и журналистики - «Интервью с масоном», «Энциклопедия еврейской демонологии», а также недавно вышедший «Путеводитель по миру Каббалы»: http://www.gesharim.org/books/?books_id=333 - Если вам кто-то пообещает простую книгу по каббале - так и знайте, что это обман и профанация. Книга о сокровенном еврейском учении простой быть не может. Я приложил максимум усилий, - говорит автор, - чтобы книга, стала максимально понятной даже для неподготовленного читателя. В ней рассказывается не только о древнем учении, существовавшем две тысячи, или тысячу, или хотя бы двести лет назад, но о живой духовной традиции, дошедшей до наших дней. Адресована эта книга всем, кого интересует такая важнейшая часть мировой духовной традиции, как каббала. Без различия пола, возраста и национальности». - Саша, ты знаешь каббалу, а я – нет. Чем ты от меня отличаешься? Ты умнее, красивее, богаче, счастливее меня? Короче – для чего оно надо? - Каббала – это особое духовное видение мира. Это – система реальности, которая позволяет человеку понять, каким образом функционирует мир, и в соответствии с этим строить свою собственную стратегию действий в этом мире. Каббала – это учение, основанное на древней традиции иудаизма. Терминология каббалы – это терминология иудаизма. Поэтому, пытаться изучать каббалу, не зная иудазма – это все равно, что пытаться изучать высшую математику, не зная элементарной. Человек просто воспримет математические знаки как орнамент, и станет потешаться над теми, кто в этих «идиотских значках» находит какой-то смысл. - А чем отличается каббала от марксистско-ленинской философии? Ведь и то и другое учения претендуют на раскрытие полной картины мира. - Если говорить об инструментах познания мира, то может, и ничем не отличаются. Но человек, который находится в русле м.л. философии очень скоро увидит, что в его системе наблюдения мира имеются довольно значительные прорехи. Каббала таких прорех лишена. Глупо спрашивать – зачем человек изучает Каббалу. Это то же самое, что спросить – зачем человек живет. Некоторые люди ощущают потребность в том, чтобы владеть совершенной системой познания мира, а другим это не нужно. Есть ведь люди, которые не читают книг, и прекрасно себя при этом чувствуют. Изучение Каббалы проистекает из духовной потребности человека объяснить для себя окружающий мир и найти в нем свое место. - А что делать тем, кто не родился евреем? Вот у нас напротив Центр каббалы рава Берга. Он утверждает, что для изучения каббалы никаких знаний иудаизма не нужно. - Изучать каббалу, не зная основ иудаизма, это все равно, что пытаться читать партитуру, не зная нот. Масонство, к примеру, пользуется терминами строительства. Я не хочу становиться в позицию обвинителя или обличителя. Но людям, которые со мной советуются, я не рекомендую читать книги Берга. - А как вы относитесь к системе Лайтмана? - Я в свое время у него занимался. Поэтому о нем я не хотел бы говорить в негативном тоне. - Лайтман сейчас издает газету о каббале. Как ты к этому относишься? - Люди приходят к этому учению по-разному. Так что существование такой газеты, как первого шага к изучению Каббалы, может быть оправдано. - Практическая каббала, насколько я, как полный профан, понимаю – это колдовство?.. - Иудаизм четко различает практическую каббалу и колдовство. Каббала, в отличие от колдовства, пользуется силами Света (ор пними – Внутренний Свет), колдовство обращается к силам Тьмы (кохот а-тума). Поэтому всегда можно четко различить эти две вещи. - А есть ли сходство между магией и практической каббалой? - Да. - А «пульса де нура» (ритуальное смертное проклятие)- это колдовство или каббала? - Каббала, однозначно, но в самых крайних ее проявлениях. - Ты согласен, что она дважды сработала? - Конечно. Но на протяжении всей истории еврейского народа «пульса де нура» применялась считанные разы. И меня несколько тревожит, что за такой короткий промежуток времени она применялась дважды, причем по отношению к евреям (sapienti sat). Это говорит о неблагополучии в мире. Я не буду говорить, насколько это было оправдано. Но это – совершенно исключительная мера. - Если человек – полный профан, и ему это интересно, что ему делать? Сначала принять иудаизм (как говорила одна знакомая «выкреститься в евреи»), или читать книжки, или записаться на курсы? А если в его городе курсов никаких нет? - Вначале нужно изучить элементарные вещи из теории и практики иудаизма, и познакомиться с терминологией. Затем нужно взять простые книги по Каббале. - Они существуют? - Хорошие книги рава Глазерсона. Они объясняют широкий спектр вопросов на достаточно простом уровне. - Твою книгу нельзя назвать «Каббалой для чайников»? - Да, эта книга рассчитана на подготовленного читателя, скажем, не совсем «чайника». Для людей, знакомых с основной терминологией иудаизма. - Допустим человек, с Божьей помощью, осилил эту книгу, а у него в Челябинске никаких учителей и курсов нет? - Для полноценного изучения Каббалы нужно изучать иврит. И еще желательно арамейский, на котором написаны основные труды каббалистов прошлых веков. Переведено далеко не все, да и перевод во многих случаях не адекватный. Ведь на русском языке подобной терминологии просто не существует. С изучением иврита сегодня проблем нет. В любом городе, где есть отделения Еврейского агентства Сохнут, есть бесплатные курсы иврита, куда принимают всех, без различия национальности. Кроме того, в последние годы издательство «Гешарим» http://gesharim/org издало очень неплохие книги по Каббале. Это серия «Каббала и еврейская традиция», куда входит и моя книга. Эти книги дают прочный базис. Но после этого все равно необходимо изучение в группе. Но сегодня есть возможность это делать при посредстве Интернета, например. Можно обратиться в ближайший бейт Хабад, там наверняка есть уроки по хасидизму. - Это ведь далеко не то же самое. - Довольно близко. Хасидизм и Каббала – очень близки по духу. Если у человека есть средства, он может поехать в Израиль, и заниматься в какой-нибудь каббалистической ешиве, но занятия здесь ведутся на иврите, а большинство источников – на арамейском. Язык этот достаточно близок к ивриту. - Я как то открыл книгу Лайтмана, и поразился обилию терминов, которые даются без перевода. Ты тоже пишешь «сфирот», и все прочее без перевода? - Я старался дать объяснения основным терминам Каббалы. Хотя сделать это нелегко, поскольку в русском языке нет аналогичных понятий. Каббала – это прежде всего традиция, передаваемая из поколения в поколение. Поэтому « с места в карьер» освоить это не удастся. Так же, впрочем, как изучение любой науки начинается с азов. - Насколько я понимаю, хасидизм, как и дзен, предполагает внеинтеллектуальные способы постижения, как скажем, танцы и песни. Каббала – это все же наука, требующая изучения в течение многих лет, а вовсе не единоразового озарения. - В каббале есть и то и другое. Для понимания каббалы необходимо постоянное осознание себя в этом контексте. Скажем, человек, который совершает самую обычную еврейскую религиозную процедуру – нетилат ядаим (омовение рук перед едой) должен думать о том, что вода – это милость божья. Когда я начал изучать каббалу, я читал книгу «Шомер эмуним» («Страж веры»). Там пишется, что во время чтения молитвы «Шма Исраэль» необходимо одновременно держать в уме 8 или 9 каванот (мыслей, намерений). - Как же можно думать две мысли одновременно, не говоря уже о 9? - Рав Аарон Рота – великий хасид говорил, что он может думать все эти мысли одновременно. Я задумался – как это возможно? И вот теперь, во время чтения «Шма Исраэль» я держу в уме 5-6 каванот. - В таком случае, постарайся ответить сразу на два вопроса – можно ли заниматься этим не еврею, и как заниматься этим человеку, затраханному повседневной жизнью – семья, работа, машканта (ипотечная ссуда), и т.д. - Большинство хасидов и живут в таком режиме – работа, семья, дети, машканта. - Ну да. Хасиды не работают. - Большинство моих знакомых хасидов работают. Один мой знакомый хасид работает программистом, у него 18 детей. При этом, в субботу он читает лекции о хасидизме, разумеется, ничего не пишет. Мой рав – Менахем Блой имеет 13 детей, работает в школе преподавателем, и при этом – большой специалист по Каббале. - А не еврею, для того чтобы начать заниматься каббалой, нужно принять иудаизм? Раньше ведь считалось, что каббалой может заниматься лишь женатый еврей после 40 лет. - Эти запреты были связаны с различными формами лжемессианства – саббатиантством, франкизмом, и имели своей целью отдалить евреев от всяких ересей. Сегодня все эти запреты утратили свою актуальность. Я считаю, что каждому еврею стоит изучать каббалу. Запрещать это для не евреев сегодня бессмысленно. - А есть не евреи, которые этим серьезно занимались? - Вот, например, книга Папюса, где изложены элементарные понятия Каббалы. Алистер Кроули писал довольно серьезные и глубокие книги по Каббале. Или вот аббат Луи Констант, который взял себе еврейское имя Элифаз Леви. С другой стороны, люди, которые Изучают каббалу, не имея доступа к первоисточникам, совершают грубые ошибки. Сегодня достаточно источников, переведенных на русский и английский. - Все это касается теоретической каббалы, то есть еврейской философии. А как насчет практической? Можно ли реально что-то изменить в мире? - Это можно сравнить с изучением боевых искусств. Мы видим, как каратисты руками разрубают кирпичи. Но если это попробует неопытный человек, он покалечится. Так же и здесь. В средние века в еврейских общинах существовала должность – баал шем – дежурный каббалист. Он получал зарплату от общины. - И чем же они занимались? - Писал, к примеру, амулеты для больных. Есть целые книги, посвященные тому, какие амулеты нужно писать в случае эпидемий. Но сегодня этим занимаются врачи, так что надобность в амулетах отпала. Профессия практического каббалиста сегодня уже просто не актуальна. Не потому что этого нельзя или невозможно сделать, а потому что необходимости в этом нет. Зачем извлекать вино из стены, если его можно купить в любом магазине. Обо всем этом я расскажу в своей новой книге «Практика Каббалы». Это не такие вещи, которые можно применять просто для развлечения, для доказательства того, что это возможно. - А как ты оцениваешь историю с Големом? - Можно ли сделать Голема? Наверно, можно. Возможно, рав Бецалель действительно делал что-то подобное, и в этом была необходимость. - Многие восточные практики напоминают Каббалу… - И это не случайно. Люди пришли к одним и тем же результатам. Легенда говорит, что Авраам отправил своих детей на Восток и дал им в наследство мудрость практической каббалы. Практическая Каббала – это на самом деле довольно непростой вопрос. Скажем, феномен вызывания ангела, который проделывали наши великие мудрецы. Мне говорил рав Иегуда Халфон, что ангел – это огромная духовная сила и вызывать его просто так, чтобы на него посмотреть, это все равно, что из-за уличной драки вызывать танковую дивизию. Тот, кто это сделает, будет жестоко наказан. Тем не менее, практическая каббала – чрезвычайно интересная вещь, и сам я иногда кое-чем пользуюсь в обычной жизни, но это не то, чем может заниматься неподготовленный человек. Это можно сравнить с домашним изготовлением взрывчатки. Можно весь дом разнести. - В Польше перед второй мировой войной было множество евреев. Возможно, среди них были и каббалисты. Почему никто из них, скажем, не вызвал ангела смерти убить Гитлера? - Я об этом ничего не слышал. Та Катастрофа, которая нам сегодня очевидна, в то время так очевидна не была.... Лишь немногие понимали, что происходит, скажем, Жаботинский, который призывал евреев уходить из Польши. Но его никто не слушал. Люди не представляли себе масштабов предстоящей катастрофы. Подумаешь, хулиганы стекла разбили в витринах еврейских магазинов. Думаю, что сегодня действия людей, владеющих практической каббалой, будут значительно более жесткими и однозначными. - Я сразу подумал об Ахмадинеджаде. - Ахмадинеджад – это марионетка в руках аятолл. Если его не будет, на его место они назначат любого, кто будет кричать и делать то же самое. У меня нет сомнения, что подобные действия против руководства Ирана будут проведены каббалистами. Возможно, это сделает организация «Беад Арцейну». Многое из того, что мы делали, помогло. Изменить решение Бога каббалист не может. Но какие-то действия против врагов Израиля сегодня будут предприняты.