Rambler's Top100
Рецензии на книгу





«Путеводитель по миру каббалы» — Александр Рыбалка




вернуться к списку рецензий на эту книгу



[4 января 2007 г.]
КАК МОЖЕТ СВЕЧА НЕБОЛЬШАЯ СИЯТЬ ДНЕМ
Автор: Журнал «Святой Грааль», № 2, 2006 г. Интервью А. Рыбалки

В силу обширности собственных интересов и принадлежности к клану традиционной российской образованщины я никогда не бываю уверен в том, что читаю именно то, к чему в достаточной степени приготовлен и что вообще нужно читать в настоящий мо¬мент. Поэтому часто мне – как и всем нам, - доводится открыть книгу и приступить к ее по-стижению с явным пониманием, что это «продолжение, начало см. в № 1». Так бывало практически со всеми книгами по Каббале, попадавшие в мои руки. Но ведь известно, что мясо дают отлученным от груди, а до этого разрыва поить все же положено моло-ком. Новую книгу Александра Рыбалки «Путеводитель по миру Каббалы», изданную «Моста-ми культуры», можно уподобить именно такому духовному молоку. Новый «Путеводи-тель…» четко и ясно структурирован по тематикам и освещаемым вопросами и сопрово-жден крайне интересным справочным материалом, в частности, новым оригинальным авторским переводом «Сефер Йецира» и очерком каббалистического толкования храмо-вого убранства. Нельзя не признать, что в области серьезного изучения Каббалы теперь появился серьезный и значимый «курс молодого бойца», первый учебник основ, от ко-торого можно уже отправляться дальше. Кроме того, автору удалось сохранить равнове-сие на тонкой грани, разделяющей – как крайние выражения – наукообразную и со-вершенно неудобоваримую Каббалу и попсовую Каббалу для гламурных кофеен. Дейст-вительно, «мем молчит, шин шипит, алеф – атмосфера, и дух уравновешивает их». Александр Рыбалка уже хорошо известен той части российской аудитории, которая ин-тересуется различными сторонами эзотерической мудрости древних и современных уче-ний, в первую очередь, по его нашумевшей книге «Интервью с масоном», написанной в соавторстве с А. Синельниковым. Поэтому закономерно, что его взгляд на Каббалу, а также иные аспекты духовной жизни также интересны его читателям. Итак, предоста-вим ему слово. - Александр, в наше время книг по Каббале выходит достаточно много. Разнообразие подходов авторов к теме тоже огромное. Что побудило вас написать свой собственный труд, кроме естественного желания изложить свою собственную точку зрения? - К сожалению, сегодня на русском языке просто нет адекватных книг по Каббале, за исключением переводов сочинений рава Матитьягу Глазерсона. Однако его сочинения предназначены для начинающих; при этом стоит отметить, что они дают общее пред-ставление обо всех аспектах Каббалы. То есть распространение идет "вширь", а не "вглубь". Мне же хотелось дать понятие о Каббале именно русскоязычному читателю, используя для изложения самых сложных и глубоких понятий язык и ментальность че-ловека, выросшего в русской языковой среде. Я сам считаю, что такая попытка удалась, а впрочем, судить об этом читателям. - Считаете ли вы Каббалу наукой, искусством, философией, религиозной системой, ми-ровоззрением, - вообще что это такое, по-вашему, коль скоро вы решились выступить в роли учителя начальных классов для широкого круга читателей? - Каббала, в первую очередь, - часть религиозной Традиции, именно так - "Традиции" с большой буквы. В какой-то степени это религиозная философия. В какой-то степени Каббала сходна с наукой - в ней любое утверждение не "берется на веру", а доказыва-ется. В крайнем случае – доказывается ссылкой на первоисточники, то есть ТАНАХ (Вет-хий Завет) и апокрифы. - Существуют ли какие-то принципиальные расхождения между каббалистическими школами в современном Израиле и историей учения? Есть ли какие-то особенности в именно израильской современной кабалистике, если сравнивать с остальным миром? - На самом деле "школ", если говорить об особенностях толкования, в еврейской Кабба-ле нет. Есть различные подходы к преподаванию. Но Каббала сефардских (восточных) евреев, Каббала хасидов, Каббала, изучаемая йеменскими евреями - это все одно и то же, излагаемое разными (не слишком расходящимися) терминами. Бывают, конечно, узкоспециальные споры по поводу того или иного термина, но это частности. Резко от-личается от этого "каббала" Берга. Она берет свое начало в каббалистической системе рава Ашлага - комментатора "Зоара" и каббалиста, жившего в начале 20 века. Осто-рожно хочу заметить, что его каббалистическая система не имеет корней в древней, традиционной литературе - по крайней мере, я этого не нашел, хотя весь комплекс тра-диционной литературы мне известен. Как результат, могу сказать, что группы Берга представляют собой скорее пародию на традиционную Каббалу, причем пародию, дос-таточно далекую от оригинала. Насчет группы Лайтмана могу сказать, что она продол-жает линию рава Ашлага - я этой линии не придерживаюсь, но и не буду строить из се-бя пророка, который знает, что правильно, а что – нет. - Возможно ли вообще серьезно говорить о европейской каббалистике, христианской кабалистике, о каббалистике светской, о массовом постижении ее таинств? - Массовое постижение Каббалы - это нонсенс. Каббала, как и любое серьезное учение, требует серьезного к себе отношения. Большинство людей, с которыми я сталкивался, думают, что они изучают Каббалу... Поверьте, что они так же далеки от Каббалы, как я от изучения языков австралийских аборигенов. Так называемая "христианская Каббала" - это применение методов каббалистического анализа (гематрии, нотарикона, тмуры и пр.) к терминам традиционного христианства. Она существует, пожалуй, со времен Пико де Мирандоллы, и уже завоевала себе прочное место в христианстве, став самостоя-тельной традицией. Существует так называемая "розенкрейцерская Каббала" - приме-нение методов Каббалы к терминам и тайным знакам розенкрейцеров, к алхимии... Это интереснейшая часть древней традиции, хотя если говорить о глубинном смысле, то я не нашел никаких смысловых отличий от Каббалы иудейской. Кроме того, в книге "Ин-тервью с масоном" я рассказывал о таких современных изысках, как "каббала Маат" - применение методов Каббалы к символам Древнего Египта (не знаю, насколько это аде-кватно), "лавкрафтианская Каббала" (скорее часть литературы и культа Лавкрафта, чем Традиции), "ликантропическая Каббала" - попытка соединить методы Каббалы и вуду, то есть более чем странный гибрид иудейской Традиции и африканской практической магии. - Говоря о Каббале, многие, особенно недостаточно подготовленные, читатели испыты-вают наибольший интерес к предположительно возможному практическому применению этих знаний, а именно к магической стороне учения. Каково ваше отношение к практи-ческой каббале? - Я давно интересуюсь практической Каббалой, и сейчас пишу книгу под названием "Практика Каббалы". Однако хотел бы заметить, что применение людьми, только на-чавшими изучать Каббалу, ее на практике так же невозможно, как нейрохирургическая операция, проделанная студентом-первокурсником медина. Возможны ли сложные опе-рации в медицине? Безусловно, только производят их профессора с помощью сложней-шего оборудования. Возможно ли применение Каббалы на практике? Безусловно. Людь-ми, которые изучали Каббалу, а потом практиковались десятки лет. Много рассказов о применении практической Каббалы вы найдете в моем "Путеводителе по миру Кабба-лы". При этом я всегда предупреждаю об опасности использования этих методов непод-готовленными людьми. - Известно, что круг ваших интересов в области эзотерических наук достаточно широк. Расскажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь в настоящее время, каких нам в дальней-шем ждать новых открытий и книг? - В настоящее время мною, совместно с Андреем Синельниковым, закончена книга "Ор-ден Сириуса: Рыцари лотоса и креста". Мы пришли к поразительным выводам об исто-рии розенкрейцерства и масонства, а также о том, что в наше время, скорее всего, су-ществует тайное общество, сохраняющее традицию, которая продолжается еще с вре-мен Древнего Египта. Подчеркиваю – книга документальная, хотя ее выводы могут по-казаться фантастикой. Уже после того, когда книга была сдана в издательство, доказа-тельства продолжали накапливаться. Я съездил в экспедицию по местам западного Средиземноморья, где могли оказаться следы этого тайного общества (условно мы на-зываем его в книге "орденом Сириуса" - самоназвание нам пока не известно). Количест-во новых данных таково, что мы сели за новую книгу, под названием "Круг Нептуна". Расследование идет параллельно с написанием, так что не исключаю, что новая книга вызовет еще больший шок у всех "взыскующих тайного". Параллельно я пишу книгу под названием "Практика Каббалы" для издательства "Гешарим-Мосты культуры". Она будет как бы продолжением "Путеводителя по миру Каббалы" - с упором на теорию использо-вания практических методов тайного иудейского учения. Если же говорить о художест-венной литературе, то недавно у меня вышел написанный совместно с Даниэлем Клуге-ром детектив "Череп Шерлока Холмса" (в издательстве "Форум"), в котором рассказыва-ется о пребывании Шерлока Холмса в Тибете и его встрече со жрецами древней религии "бон". Напоминаю, что на пребывание Холмса в Тибете недвусмысленно указывает сам Конан-Дойль в рассказе "Пустой дом". Развлекательные книги, которые я пишу, тоже стараюсь делать наполненными информацией - терпеть не могу пустого "чтива", напол-ненного стрельбой и мордобоем. Моя задача - сделать так, чтобы читатель думал вместе со мной. Следовательно, главное для нас теперь – не расслабляться. Автор призывает нас думать с ним вместе. Придется напрячься. Потому что переставать предоставлять нам почву для размышлений автор, по-видимому, не собирается. К счастью.