Rambler's Top100
Рецензии на книгу





«Русские евреи в Америке. Книга 1. Научно-исследовательский центр «РУССКОЕ ЕВРЕЙСТВО В ЗАРУБЕЖЬЕ». Том 12»




вернуться к списку рецензий на эту книгу



[9 декабря 2005 г.]
На полпути к науке
Автор: Михаил Эдельштейн (ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2005 ТИШРЕЙ 5766 – 11 (163) )

Первый выпуск знаменитой серии «Евреи в культуре русского зарубежья» появился тринадцать лет назад. За прошедшие годы вышли 11 томов (рецензируемая книга представляет собой 12-й), репутация издания упрочилась, и сегодня оно входит в круг обязательного чтения любого специалиста по истории русской эмиграции. В 1997 году создатель и бессменный редактор серии врач и историк-любитель Михаил Пархомовский основал в Иерусалиме научно-исследовательский центр «Русское еврейство в зарубежье»; начиная с шестого выпуска под тем же названием выходит и серия. Авторами сборников проделана впечатляющая работа: в научный оборот введены сотни документов, возвращены из небытия десятки имен, плодом кропотливых изысканий стала реконструкция того, что казалось утраченным навсегда. Вместе с тем с самого начала под издаваемую Пархомовским серию была подведена своего рода мина замедленного действия – уже само ее заглавие свидетельствовало о не слишком продуманной постановке проблемы. Персонажем этих книг мог стать любой эмигрант еврейского происхождения независимо от его культурного или религиозного самоопределения, поэтому Марк Алданов соседствовал на страницах альманаха с пионерами израильского кино, а материалы об Аврааме Шленском печатались рядом с письмами Романа Якобсона. По отбору материала (но, конечно, не по общему уровню) иерусалимские сборники напоминали скорее популярные брошюры вроде «Рассказов о знаменитых евреях», нежели в полном смысле слова научные издания. Следующей ошибкой составителей стало размывание временных границ. Если два первых выпуска серии соответствовали временным рамкам 1919–1939 годов, то затем нижняя граница опустилась до 1960 года, а начиная с 5-го тома обе даты и вовсе исчезли с титульного листа. И не случайно, ибо заданные рамки перестали выдерживаться еще раньше. Результатом стало усиление тематического разнобоя: героями альманаха могли оказаться и Александр Галич, и Анатолий Якобсон, и даже Игорь Губерман. Не удавалось выдерживать и стилистическое единство публикуемых материалов (впрочем, едва ли такая задача ставилась). В итоге популярные очерки в манере Бориса Носика (кстати, одного из постоянных авторов сборников) перемежались вполне академическими статьями. Возможно, об этих недостатках не стоило бы говорить столь подробно, если бы они не вели к определенной деградации издания в целом. Увы, последние выпуски серии – и нынешний, 12-й, в первую очередь – дают основание говорить о неуклонном снижении ее научного уровня. Академическая составляющая становится всё менее заметной, а популярные очерки сменились теперь вполне глянцевыми жизнеописаниями молодых и успешных. Возможно, 12-й сборник выглядел бы более цельным, включи составители в него, как планировалось первоначально, больше статей обобщающего характера. Однако этот замысел, как пишет в предисловии Эрнст Зальцберг, «в силу ряда причин остался неосуществленным», и о нем в альманахе напоминает только очерк истории ХИАСа, написанный Валерием Базаровым. В результате нынешний сборник представляет собой странный конгломерат. С одной стороны, ценные публикации писем Троцкого (публикаторы Ю. Фельштинский и Г. Чернявский), материалов из архива М. О. Цетлиной (публикатор М. Пархомовский), содержательные биографические очерки о кинорежиссере Александре Дранкове (автор Рашит Янгиров) и композиторе Артуре Лурье (автор Людмила Корабельникова). С другой – совсем необязательные мемуарные фрагменты, рассказы о родственниках, знакомых и просто хороших людях. Думается, прежде чем двигаться дальше, издателям и составителям надо решить, в какую сторону идти, определиться, какое издание они хотят делать, что является его предметом – история или современность. Иначе болезнь «полунаучности» может стать хронической.